ГУП "Горэлектротранс" задумало реконструировать свой Музей городского электрического транспорта на Васильевском острове. Обещают создать самый крупный подобный проект в мире.
Речь идёт о площадке № 2 трамвайного парка № 3 на Среднем пр. В.О., 77, — старейшем трампарке Петербурга. Первый музей здесь появился ещё в 1967 году. Коллекционировать технику, работавшую в городе в разные периоды, начали с 1979 года, когда последняя "американка" (так ленинградцы называли поезд из вагонов ЛМ / ЛП–33 образца 1933 года) совершила прощальный рейс. В итоге удалось собрать и сохранить полномасштабную коллекцию не только трамвайных вагонов, но и троллейбусов, позволяющую проследить историю развития петербургского общественного транспорта с начала XX века.
О том, что "Горэлектротранс" разработает концепцию развития Музея электрического транспорта, директор ГУПа Денис Минкин рассказал осенью прошлого года. Журналистам он тогда заявил, что "экспозиция петербургского музея уникальна для мира, но сам музей устарел с точки зрения музейных подходов сегодняшнего дня". Да и здание незаслуженно находится в плачевном состоянии из–за недофинансирования.
В нынешнем году ГУП от слов перешло к делу и объявило конкурс на разработку концепции экспозиционно–выставочного комплекса. Победило петербургское архитектурное бюро "Студия 44", ставшее единственным участником и попросившее за работу 15 млн рублей. Оно, в частности, разрабатывало проект Центрального музея Октябрьской железной дороги рядом с Балтийским вокзалом.
Поскольку парк на Васильевском острове — один из последних уцелевших исторических комплексов депо, являющихся образцом промышленной архитектуры конца ХIX начала ХХ века, важно сохранить его в полном объёме, говорят авторы концепции.
"Концептуально сохраняем первоначальный проект 1907 года строительства. Изменения предполагаются минимальные и аккуратные", — говорит ведущий архитектор "Студии 44" Аркадий Фёдоров.
Основой, как и сейчас, будут три ангара (депо), являющиеся объектами культурного наследия. На данный момент в первом представлены экспонаты, во втором находится ремонтный цех, а в третьем хранится много заброшенной техники, которую планируется восстанавливать. "Студия 44" предлагает сделать центральный проход через все три депо, что соединит их. "Получится анфилада, привычная и Петербургу, и “Студии 44”. Мы любим так делать", — отмечает Фёдоров.
Все рельсы планируется сохранить как в ангарах, так и между ними. Между депо также предлагается оборудовать временные стеклянные навесы. По территории парка продолжит ходить экскурсионный ретромаршрут "Первый туристический".
"Решили, что акцент нужно сделать на сам музей, а не на общественные пространства и кафе. Чтобы была внятная входная группа, чтобы внимание было уделено экспонатам. Но общественная зона тоже будет — под неё задействуем функционирующую котельную, обделённую вниманием. Она была построена в 1907 году, но в советское время претерпела изменения. Решили сохранившийся фасад оставить целиком, а второй, советский фасад восстановить по аналогу 1907 года. Здесь же будет и входная группа", — рассказал Аркадий Фёдоров.
Она будет включать в себя вестибюль, кассы, зону ожидания экскурсионных групп, сувенирные магазины. Их объединит большой навес. За котельной хотят обустроить кафе в остеклённом павильоне. На подземном этаже планируется разместить гардероб и туалеты.
Часть территории парка, где сейчас стоят преимущественно заброшенные и не имеющие ценности сооружения, отдадут под парк троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХов / электробусов). Он будет обслуживать до 86 единиц техники.
Концепция музея будет окончательно разработана к июню, пока стороны обсуждают черновой вариант. Предположительно, финальная версия будет представлена на ПМЭФ в нынешнем году.
Фото: Валентин Беликов

Справка об объекте

Название
Описание
Регион
Получите бесплатный демо-доступ

Условия предоставления доступа:

  • 15 просмотров любых страниц и контактов
  • 30 минут просмотра базы