ГУП "Горэлектротранс" задумало реконструировать свой
Музей городского электрического транспорта на Васильевском острове. Обещают создать самый крупный подобный проект в мире.
Речь идёт о площадке № 2 трамвайного парка № 3 на Среднем пр. В.О., 77, — старейшем трампарке Петербурга. Первый музей здесь появился ещё в 1967 году. Коллекционировать технику, работавшую в городе в разные периоды, начали с 1979 года, когда последняя "американка" (так ленинградцы называли поезд из вагонов ЛМ / ЛП–33 образца 1933 года) совершила прощальный рейс. В итоге удалось собрать и сохранить полномасштабную коллекцию не только трамвайных вагонов, но и троллейбусов, позволяющую проследить историю развития петербургского общественного транспорта с начала XX века.
О том, что "
Горэлектротранс" разработает концепцию развития Музея электрического транспорта, директор ГУПа Денис Минкин рассказал осенью прошлого года. Журналистам он тогда заявил, что "экспозиция петербургского музея уникальна для мира, но сам музей устарел с точки зрения музейных подходов сегодняшнего дня". Да и здание незаслуженно находится в плачевном состоянии из–за недофинансирования.
В нынешнем году ГУП от слов перешло к делу и объявило конкурс на разработку концепции экспозиционно–выставочного комплекса. Победило петербургское архитектурное бюро "
Студия 44", ставшее единственным участником и попросившее за работу 15 млн рублей. Оно, в частности, разрабатывало проект Центрального музея Октябрьской железной дороги рядом с Балтийским вокзалом.
Поскольку парк на Васильевском острове — один из последних уцелевших исторических комплексов депо, являющихся образцом промышленной архитектуры конца ХIX начала ХХ века, важно сохранить его в полном объёме, говорят авторы концепции.
"Концептуально сохраняем первоначальный проект 1907 года строительства. Изменения предполагаются минимальные и аккуратные", — говорит ведущий архитектор "Студии 44" Аркадий Фёдоров.
Основой, как и сейчас, будут три ангара (депо), являющиеся объектами культурного наследия. На данный момент в первом представлены экспонаты, во втором находится ремонтный цех, а в третьем хранится много заброшенной техники, которую планируется восстанавливать. "Студия 44" предлагает сделать центральный проход через все три депо, что соединит их. "Получится анфилада, привычная и Петербургу, и “Студии 44”. Мы любим так делать", — отмечает Фёдоров.
Все рельсы планируется сохранить как в ангарах, так и между ними. Между депо также предлагается оборудовать временные стеклянные навесы. По территории парка продолжит ходить экскурсионный ретромаршрут "Первый туристический".
"Решили, что акцент нужно сделать на сам музей, а не на общественные пространства и кафе. Чтобы была внятная входная группа, чтобы внимание было уделено экспонатам. Но общественная зона тоже будет — под неё задействуем функционирующую котельную, обделённую вниманием. Она была построена в 1907 году, но в советское время претерпела изменения. Решили сохранившийся фасад оставить целиком, а второй, советский фасад восстановить по аналогу 1907 года. Здесь же будет и входная группа", — рассказал Аркадий Фёдоров.
Она будет включать в себя вестибюль, кассы, зону ожидания экскурсионных групп, сувенирные магазины. Их объединит большой навес. За котельной хотят обустроить кафе в остеклённом павильоне. На подземном этаже планируется разместить гардероб и туалеты.
Часть территории парка, где сейчас стоят преимущественно заброшенные и не имеющие ценности сооружения, отдадут под парк троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХов / электробусов). Он будет обслуживать до 86 единиц техники.
Концепция музея будет окончательно разработана к июню, пока стороны обсуждают черновой вариант. Предположительно, финальная версия будет представлена на ПМЭФ в нынешнем году.
Фото: Валентин Беликов