Большой театр, Москва

Ордер в римской системе ордеров (в греческой системе отсутствует). Римский архитектор Витрувий не упоминает его как отдельный ордер, и только в 16 в. итальянский архитектор Себастьяно Серлио разрабатывает для него особые правила построения. По форме и пропорциям композитный ордер близок коринфскому; отличается от него лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены сверху ионические эхин и подушка с волютами. Сходство композитного ордера с коринфским побуждало теоретиков рассматривать его как вариант или даже как искажение коринфского. Даже в тех системах; где композитному ордеру придавался самостоятельный статус, его положение относительно коринфского ордера не было неизменным. Вначале многие теоретики (в т.ч. итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио) интерпретировали его как самый легкий и стройный ордер, но, начиная с Винченцо Скамоцци, он стал оцениваться как второй по легкости после коринфского; отсюда неопределенность его места в суперпозиции — то над коринфским ордером, то прямо под ним. Критика композитного ордера 17 в. как чуждого духу подлинной классики и вычурного в 18 в. приводят к постепенному отказу от него; лишь с появлением в 1850-х гг. «необарокко» композитный ордер возвращается в ордерную практику.

Чаще всего ищут