Здание Академии наук, Санкт-Петербург

Течение в архитектуре европейского неоклассицизма, основоположником которого считается Андреа да Пьетро да Падова (1508—1580), архитектор позднего Итальянского Возрождения, взявший себе псевдоним Палладио, от прозвания древнегреческой богини Афины Паллады, в знак преклонения перед искусством античности. В его творческом методе соединились строгость античной классики и живописное, пространственное мышление. Конструкцию фасадов Палладио разрабатывал по примеру древнеримских храмов, размеры внутренних помещений выстраивал на основе отношений простых целых чисел (1:1, 3:4, 4:5, 3:2, 5:3, 5:8, 13:8). Для раннего Палладио характерны особые окна, которые в его честь обычно называют палладиевыми. Его любимый прием — соединение в одной композиции нескольких разнохарактерных мотивов: колоннады, аркады, лоджии, балюстрады. Первым представителем палладианства считается итальянский архитектор Винченцо Скамоцци, завершивший ряд построек Палладио. В XVII в. наиболее последовательное выражение палладианство находило в архитектуре Великобритании (Иниго Джонс) и Голландии (Якоб ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на XVIII в., когда английские (Ричард Бойл - лорд Берлингтон, Уильям Кент, Колен Кэмпбелл и другие) и немецкие (Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф) архитекторы возводили здания, отмеченные строгой простотой и изяществом форм и декора, целесообразностью планировки, органичной связью с окружающей средой (пейзажные парки). Расцвет палладианства в России пришелся на конец XVIII – начало XIX веков – «золотой век» русского дворянства. Итальянский архитектор Джакомо Кваренги, с 1779 г. работавший в Петербурге, создал ряд построек в типично палладианском стиле: здания Смольного института, Ассигнационного банка, Академии наук, Конногвардейского манежа, Александровского дворца в Царском Селе. К палладианскому стилю близки постройки Николая Александровича Львова, Ивана Егоровича Старова.

Чаще всего ищут