6747
27457

Игорь Тупальский: «Рынка демонтажа в России не существует»

О настоящем и будущем демонтажа и рециклинга строительных отходов в России корреспондент EstateLine.ru беседует с президентом ГК «РАЗМАХ», известным бизнесменом, одним из лидеров строительного рынка Петербурга - Игорем Тупальским.

Игорь Тупальский: «Рынка демонтажа в России не существует»

Игорь Вацлавович, как Вы можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию на рынке демонтажа в Петербурге?


Рынка демонтажа как такового в России не существует! Есть деятельность небольших демонтажных компаний, готовых работать по минимальным ценам, но рынком их деятельность назвать нельзя. Любой рынок подразумевает наличие неких регуляторов - добровольных сообществ, ассоциаций, профсоюзов, объединений, которые систематизируют рынок с общественной позиции или с позиции государственного регулятора. В настоящее время, мы таковых не имеем. При этом система саморегулируемых организаций также не работает.


В сфере демонтажа в России нет единой ценовой политики, равно как нет и регуляторов рынка, общих правил и технологий, продуманной техники безопасности, а также необходимых норм и правил. Следовательно, ясно, что проблема заключается не в рынке, а в отсутствии на нем адекватных игроков, с которыми можно было объединиться и вести плодотворный диалог. Подавляющее большинство компаний, занимающихся демонтажем, работают в ситуации краткосрочной перспективы, и никто не смотрит даже на несколько лет вперед. Отчасти я даже завидую игрокам на других рынках, где возможно создание общественного регулятора, реально влияющего на цены и формирующего новые тренды.


Правила, структурирующие процессы ведения бизнеса, в сфере демонтажа сегодня просто необходимы. Ведь если при участии в тендере, компании могут предлагать за одну и ту же услугу цены, различающиеся в разы, то это говорит об отсутствии рынка и единой системы.


Если сравнивать положение дел в сфере демонтажа в Петербурге и Москве, где сегодня порядка больше? Как можете прокомментировать ситуацию с демонтажем в регионах?


В свою бытность мэром Юрий Лужков сформировал четкую вертикаль на рынке демонтажа в Москве, куда сторонним организациям было не попасть. Однако сегодня в столице творится даже больший хаос, чем в Петербурге, где мы контролируем значительную часть рынка демонтажа, и мы стараемся не допускать беспредела.


Что касается регионов, здесь речь о бизнесе и вовсе не идет. Вопрос цены выполнения заказа уже не стоит, люди готовы работать за еду. За исключением, пожалуй, Екатеринбурга, где ситуация более-менее стабильная.


Как в Петербурге, так и в России в целом, чтобы привести рынок в упорядоченное состояние, крупным игрокам необходимо договариваться. Я не говорю о заключении картельных соглашений - необходимо  совместно создавать определенные правила игры. И, надо признать, что это самая непростая задача, так как в настоящее время ни в Санкт-Петербурге, ни в Сочи, ни в остальной России договариваться пока не с кем и не о чем. Единственный путь решения проблемы, который я вижу, - это возглавить рынок. По этому пути мы сейчас и движемся.


В таком случае, в чем Вы видите возможные перспективы решения проблемы?


Перспективы вижу только в формировании механизмов регуляции. Я рассчитываю на то, что в правительстве примут новый закон об отходах и их размещении, который позволит увеличить страховые выплаты, обозначить права и ответственность сторон. В противном случае я не считаю возможным заниматься инновациями.


На данном этапе мы говорим не столько про регуляторы рынка, сколько про стремление создать определенное понимание - с кем можно работать, а с кем лучше дел не иметь. Но даже попытка донести саму мысль о более культурном и спокойном существовании на рынке не встречает одобрения. Единственные улучшения, которых нам уже удалось добиться,  - теперь на площадке по электронным торгам заказчик не платит аванс, а участникам необходимо вносить значительные суммы в обеспечение. Таким образом, отсекаются мелкие неквалифицированные компании, которые уходят с серьезных проектов, но не с рынка в целом.


А как сейчас обстоят дела с применением инновационных технологий в демонтаже? Есть ли на них спрос?


Любая новая технология подразумевает экономию финансовых или временных ресурсов. Если новый продукт выгоден заказчику - он имеет популярность и наоборот. Но эта «игра в одни ворота», когда ты вкладываешься и развиваешь направление в одиночку, не может быть успешной, а достойных партнеров среди коллег у нас сегодня нет.


Конечно, не все инновационные технологии, которые мы внедряли, были удачными и востребованными. Это связано с тем, что в России, в отличие от Европы, применяются другие материалы, отсюда другая металонасыщенность зданий и прочность бетона. Поэтому многие технологии, которые широко используются на Западе, у нас неприменимы.


Но мы постоянно в поиске, нам интересно пробовать что-то новое. Вместе с тем, вывод на рынок новой техники - это серьезная поэтапная работа, требующая выявления технологических особенностей, определения себестоимости, нескольких командировок к производителю, чтобы понять специфику работы.  Досадно, когда мы вкладываем деньги и время в проработку проекта, а наши коллеги просто копируют наши наработки. О каком развитии новых технологий может быть речь?


Расскажите о последних новинках в парке техники вашей компании.


В первую очередь, стоит отметить новую методологию разрезания бетона и металла с помощью водяной струи под высоким давлением, от 2 до 3 тыс. атмосфер. Идея, в общем, не нова, она существовала в качестве опытных образцов в России и за рубежом. Но только сейчас обрела внятную технологическую картину.


Во-вторых, совместно с компанией Liebherr мы занимаемся тестовыми испытаниями экскаватора разрушителя с новой концептуальной стрелой, что позволит значительно сократить технологический цикл выполнения работ по демонтажу.  Новинку Liebherr представил только в 2013 году, в настоящее время она еще не запущена в серийное производство.


Кроме того, в июле мы предложим на рынке абсолютно новую технологию - 3D лазерный сканер. Он позволяет получить не просто картинку, а подробную и точную модель того, как объект выглядит снаружи и внутри. Сейчас ведутся переговоры с проектными институтами и градозащитниками о том, чтобы использовать его для очень быстрого и качественного замера фасадов исторических зданий. Мы также планируем использовать сканер как измерительное оборудование, которое выдает высокоточные параметры зданий и сооружений. Если раньше для работ со сверхсложными зданиями клеился пластиковый макет сооружения, то теперь есть 3D лазерный сканер. Первый такой объект мы уже полностью замерили сканером и теперь воссоздаем в размере 1:400 с помощью 3D принтера. Это принципиально новый этап в развитии демонтажных технологий.


В последнее время в Петербурге активно развивается история с реновацией промышленных территорий. Как Вы полагаете, может ли она оказать положительное влияние на развитие рынка демонтажа?


С точки зрения бизнеса, вне всякого сомнения, реновация - интересная история, на которой можно хорошо заработать. Но с позиции гражданина - я категорически против таких проектов, так как они заведомо некомфортны для горожан. Если вместо хрущевок начать массово возводить высотные жилые дома, то это может привести к необратимым последствиям. Город - очень сложная ткань, вынос предприятий из центра и реновация приведут к резкому увеличению населения на 1 кв. км города. Это повлечет за собой массу проблем: с энергоносителями, отведением сточных вод, гигантскими пробками, отсутствием мест отдыха и т.д. Реновация - это бомба замедленного действия.


В этой связи остро встает вопрос социальной ответственности бизнеса. Меня раздражает безответственность компаний, занимающихся бездумным сносом существующих объектов городской среды, ведь чем реже компании задумываются о глобальных последствиях своей деятельности, тем меньше рынок похож на цивилизованный. Всегда существует сложный компромисс между желанием девелоперов заработать и ответственностью, которую они готовы на себя взять, важно эту грань нащупать. К сожалению, сегодня единицы осознали дуализм этой ситуации и способны искать и находить компромиссные решения.


В Европе и вообще в мире активно развивается рециклинг строительных отходов, как дела с этим обстоят в России?


Мечта о светлом будущем рециклинга в России умерла еще в 2007 году, и в этом смысле мне жалко тех усилий, которые я вложил в продвижение идеи вторичного использования  стройматериалов. Сегодня, когда видишь, как эта система работает в Европе, понимаешь, что бессмысленно что-то пытаться сделать. У нас есть огромное количество учреждений, которые контролируют образование, размещение и перемещение отходов, но нет ни одного - регулирующего их переработку.


Новые перспективы появятся только после того, как будет создан государственный регулятор по обращению с отходами. Тогда возникнут законодательные акты, классификаторы отходов, четкие правила и гранты на развитие направления. А пока - только разговоры и иллюзия деятельности.


Вы отметили, что одной из проблем демонтажных компаний является отсутствие долгосрочного планирования. А как с этим обстоят дела у вас, расскажите о планах.


План один - навести порядок на рынке демонтажа. Будем формировать новые идеи в области рециклинга, продвигать технологии в регионы, вести рынок за собой. И не потому, что у нас больше всего реализуемых проектов. У нас есть стремление выйти на следующий уровень и вывести на него рынок.


 


 Строительный портал EstateLine.ru

Добавить комментарий

Нажми на меня !

Не уходите

без оформленного бесплатного демо-доступа к базе строительных объектов Estateline

Введите ваши данные для связи, и мы вам перезвоним